МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


 

Уже древними были замечены возможности математики в формировании эстетических взглядов человека, так как она выявляет порядок в окружающем мире, его симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного, что в математике есть своя привлекательность, которую необходимо дать почувствовать ребенку уже в самом раннем возрасте.

Н. И. Лобачевский определяя задачи воспитания в культурно-антропологическом контексте, отмечал, специальную подготовку необходимо сочетать с общее развитие и освоение эстетической и этической культуры, так как овладение специальными знаниями еще не завершает воспитания: человек «еще должен учиться наслаждаться жизнию». Признавая личность в ее свободном развитии как ценность высшего порядка, он стремится воспитать всесторонне развитого человека, которому доступно понимание красоты. Поэтому необходимо, настаивает Н. И. Лобачевский, прививать подрастающему поколению широкую общую культуру и воспитывать эстетическое чувство. Осознание ценностно смысловой природы математики углубляет внутреннюю жизнь ребенка, расширяет его духовный горизонт, развивает в нем способность постигать красоту окружающего мира, делает душу более открытой к эстетическому восприятию и других объектов деятельности. [4, с. 19]

Чувство точности в любой сфере деятельности является важным и необходимым качеством, ответственные решения должны приниматься не интуитивно, а путем предварительных прикидок, возможно математических расчетов. Он указывает на возможности развития чувства точности при обучении математике: «они узнают, как надо довольствоваться в зависимости от обстоятельств, грубым или более точным расчетом, у них будет столь необходимая привычка уметь пользоваться тем, что возможно, не бросаясь на бесполезные поиски» [5, с. 143].

Требование развития навыков самостоятельного мышления Остроградский реализует, предлагая для доказательства некоторые теоретические положения в своих учебниках и руководствах. Н. В. Бугаев отмечает: «Воспитывающая сила математических упражнений при решении различных задач обнаруживается в развитии самостоятельности» [1, с. 107].

Красота содержания курса алгебры и начал анализа может проявиться в сути математических выражений, в смысле математических формул. Красота логических построений во многом обусловлена спецификой специальных методов, употребляемых в математике; к ним прежде всего необходимо отнести дедуктивные правила вывода. Проявления этого вида красоты многообразны. Чаще всего они имеют место в следующих случаях: при доказательстве или опровержении математических утверждений, при решении задач.

В качестве другого компонента гуманитарного потенциала математики выделяется история развития науки. А.В. Дорофеева отмечает, что многие математические теории при формализованном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни и непонятными. Но если к ним подойти с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл и естественность [6]

При этом нельзя не учитывать тот факт, что история математики есть часть истории культуры; и в этом смысле ее изучение преследует ту же цель, что и изучение истории культуры, т.е. знакомит человека с фактами культурной жизни человечества, показывает те ступени, по которым медленно, в течение тысячелетий поднимались люди, прежде чем дошли до своего теперешнего состояния. Для учащихся весьма важно знакомство с истоками творчества крупнейших представителей науки прошлого, с их биографиями и историей появления того или иного открытия, факта, теории.

Известно, в основе математического знания лежит принцип доказательности, который по праву можно считать одним из самых нравственных принципов, созданных мыслящим человечеством. Таким образом, в структуру гуманитарного потенциала школьной математики, в частности алгебры и начал анализа, входят следующие компоненты: - эстетический, элементы которого выражаются в красоте формул, уравнений, теорем, графиках функций, чертежах, рисунках, поясняющих идею рассуждения, аналитических записях, изящных доказательствах и т.д.;

 - исторический, включающий в себя истоки развития математических открытий, идей, теории, а также биографию ученых-математиков, движущие силы их творчества;

- коммуникативный, включающий в себя математический язык как универсальное средство в общении с другими науками и культурами;

 - развивающий, состоящий из основных дидактических единиц курса школьной математики, способствующих развитию у учащихся мышления (в том числе эвристического и алгоритмического, а также абстрактного мышления), развитию их логической культуры;

- прикладной, показывающий связь с другими науками и практикой;

- воспитывающий, содержащий элементы курса математики, способствующие формированию моральных и нравственных качеств личности учащегося.

 

СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бугаев, Н. В. Математика как орудие научное и педагогическое [Текст] / Н. В. Бугаев // Математический сборник. – 1868 ; Т. 3. – Вып. Ι– ΙΙ. – С. 183–216.

2. Герцен, А. И. Собрание сочинений [Текст] : в 30 т. / А. И. Герцен ; текст подготовили Л. Я. Гинзбург и Л. Р. Ланский ; коммент. Л. Я. Гинзбург ; Акад. Наук СССР, Ин-т мировой лит-ры им. А. М. Горького. – М. : Изд-во АН СССР, 1954.

3. Лельчицкий, И. Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети XIX в. [Текст] / И. Д. Лельчицкий. – М. : ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ РАО, 2003. – 292 с.

4. Лобачевский, Н. И. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма [Текст] / Н. И. Лобачевский. – М. : Наука, 1976. – 664 с.

5. Марон, И. А. Общие педагогические взгляды М. В. Остроградского [Текст] / И. А. Марон // Историко-математические исследования. – 1951. – Вып. ΙV. – С. 124–159.

6. Дорофеева А.В. Гуманитарные аспекты преподавания математики // Математика в школе. 1990. № 6. С. 12–13. 3. Иванова Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород: НГПУ, 1998. 338 с. 4. Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс – основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе. 1997. №

7. С. 59–67. 5. Мадер В.В. Введение в методологию математики. М.: Интерпракс, 1994. 380 с.

 


Комментариев нет: