Уже древними были замечены возможности математики
в формировании эстетических взглядов человека, так как она выявляет порядок в
окружающем мире, его симметрию и определенность, а это – важнейшие виды
прекрасного, что в математике есть своя привлекательность, которую необходимо
дать почувствовать ребенку уже в самом раннем возрасте.
Н. И. Лобачевский определяя задачи
воспитания в культурно-антропологическом контексте, отмечал, специальную
подготовку необходимо сочетать с общее развитие и освоение эстетической и
этической культуры, так как овладение специальными знаниями еще не завершает
воспитания: человек «еще должен учиться наслаждаться жизнию». Признавая
личность в ее свободном развитии как ценность высшего порядка, он стремится
воспитать всесторонне развитого человека, которому доступно понимание красоты.
Поэтому необходимо, настаивает Н. И. Лобачевский, прививать подрастающему
поколению широкую общую культуру и воспитывать эстетическое чувство. Осознание
ценностно смысловой природы математики углубляет внутреннюю жизнь ребенка,
расширяет его духовный горизонт, развивает в нем способность постигать красоту
окружающего мира, делает душу более открытой к эстетическому восприятию и
других объектов деятельности. [4, с. 19]
Чувство точности в любой сфере
деятельности является важным и необходимым качеством, ответственные решения
должны приниматься не интуитивно, а путем предварительных прикидок, возможно
математических расчетов. Он указывает на возможности развития чувства точности
при обучении математике: «они узнают, как надо довольствоваться в зависимости
от обстоятельств, грубым или более точным расчетом, у них будет столь
необходимая привычка уметь пользоваться тем, что возможно, не бросаясь на
бесполезные поиски» [5, с. 143].
Требование развития навыков
самостоятельного мышления Остроградский реализует, предлагая для доказательства
некоторые теоретические положения в своих учебниках и руководствах. Н. В.
Бугаев отмечает: «Воспитывающая сила математических упражнений при решении
различных задач обнаруживается в развитии самостоятельности» [1, с. 107].
Красота содержания курса алгебры и начал
анализа может проявиться в сути математических выражений, в смысле
математических формул. Красота логических построений во многом обусловлена
спецификой специальных методов, употребляемых в математике; к ним прежде всего
необходимо отнести дедуктивные правила вывода. Проявления этого вида красоты
многообразны. Чаще всего они имеют место в следующих случаях: при
доказательстве или опровержении математических утверждений, при решении задач.
В качестве другого компонента
гуманитарного потенциала математики выделяется история развития науки. А.В.
Дорофеева отмечает, что многие математические теории при формализованном
изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни и непонятными. Но если к
ним подойти с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий
жизненный смысл и естественность [6]
При этом нельзя не учитывать тот факт, что
история математики есть часть истории культуры; и в этом смысле ее изучение
преследует ту же цель, что и изучение истории культуры, т.е. знакомит человека
с фактами культурной жизни человечества, показывает те ступени, по которым
медленно, в течение тысячелетий поднимались люди, прежде чем дошли до своего
теперешнего состояния. Для учащихся весьма важно знакомство с истоками
творчества крупнейших представителей науки прошлого, с их биографиями и
историей появления того или иного открытия, факта, теории.
Известно, в основе математического знания
лежит принцип доказательности, который по праву можно считать одним из самых
нравственных принципов, созданных мыслящим человечеством. Таким образом, в
структуру гуманитарного потенциала школьной математики, в частности алгебры и
начал анализа, входят следующие компоненты: - эстетический,
элементы которого выражаются в красоте формул, уравнений, теорем, графиках
функций, чертежах, рисунках, поясняющих идею рассуждения, аналитических
записях, изящных доказательствах и т.д.;
-
исторический, включающий в себя истоки развития математических открытий, идей,
теории, а также биографию ученых-математиков, движущие силы их творчества;
- коммуникативный, включающий в себя
математический язык как универсальное средство в общении с другими науками и
культурами;
-
развивающий, состоящий из основных дидактических единиц курса школьной
математики, способствующих развитию у учащихся мышления (в том числе
эвристического и алгоритмического, а также абстрактного мышления), развитию их
логической культуры;
- прикладной, показывающий связь с другими
науками и практикой;
- воспитывающий, содержащий элементы курса
математики, способствующие формированию моральных и нравственных качеств
личности учащегося.
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бугаев, Н. В. Математика как орудие научное
и педагогическое [Текст] / Н. В. Бугаев // Математический сборник. – 1868 ; Т.
3. – Вып. Ι– ΙΙ. – С. 183–216.
2. Герцен, А. И. Собрание сочинений
[Текст] : в 30 т. / А. И. Герцен ; текст подготовили Л. Я. Гинзбург и Л. Р.
Ланский ; коммент. Л. Я. Гинзбург ; Акад. Наук СССР, Ин-т мировой лит-ры им. А.
М. Горького. – М. : Изд-во АН СССР, 1954.
3. Лельчицкий, И. Д.
Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой
трети XIX в. [Текст] / И. Д. Лельчицкий. – М. : ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ РАО, 2003. –
292 с.
4. Лобачевский, Н. И.
Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты.
Письма [Текст] / Н. И. Лобачевский. – М. : Наука, 1976. – 664 с.
5. Марон, И. А. Общие педагогические
взгляды М. В. Остроградского [Текст] / И. А. Марон // Историко-математические
исследования. – 1951. – Вып. ΙV. – С. 124–159.
6. Дорофеева А.В. Гуманитарные аспекты
преподавания математики // Математика в школе. 1990. № 6. С. 12–13. 3. Иванова
Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования:
Дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород: НГПУ, 1998. 338 с. 4. Дорофеев Г.В.
Гуманитарно-ориентированный курс – основа учебного предмета «Математика» в
общеобразовательной школе // Математика в школе. 1997. №
7. С. 59–67. 5. Мадер В.В. Введение в
методологию математики. М.: Интерпракс, 1994. 380 с.
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.